Федерация Китайского бокса
           
 
 
 
 
Статьи
Техника Вин Чунь Квэн - как инструмент формирования мыслительной деятельности
 
 

Огромный поток специальной литературы по сути дела не проясняет главного глубинного смысла и внутреннего содержания кунфу как древнего искусства борьбы, как науки жизни, как инструмента, с помощью которого формируется полнофункциональная личность.

Целью нашей работы является не рассмотрение кунфу во всей своей широте данного понятия, а лишь описание и раскрытие роли техники стиля Вин Чунь Квэн (ВЧК) в психологическом аспекте, как механизма мыслительного процесса, формирующего и развивающего личность.

Для более детального рассмотрения вопроса нам необходимо уточнить, что подразумевает под собой понятие стиль. Им называют и сейчас отдельные школы и целые направления. Слово «стиль» пришло к нам из Древней Греции. Эллины писали на восковой дощечке заостренной палочкой, которая и называлась «стиль»; т.е. стиль – это инструмент, при помощи которого Мастер, на чем либо и из чего либо делает свои произведения искусства.

Говоря о технике как об инструменте психологического формирования, мы никоем образом не исключаем ее практического значения в области ведения боя, скорее наоборот. Очень важно понять, что именно в поединке и включаются те процессы, которые мы называем как формирующие и развивающие личность. Без практической проработки техники, в условиях приближенным к реальности, она становится коллекцией двигательных актов, ставящей человека на путь заблуждений.

Но и сведение техники лишь к рукопашному аспекту, не выходя за пределы освоения приемов, не видя перед собой высоких образцов Мастерства, и вообще не представляя себе конечной цели работы, приводит в лучшем случае к разочарованиям, к жестокости в худшем.

В данной работе мы раскроем процесс освоения техники Школы ВЧК как процесс формирования мыслительной деятельности и дадим определение понятию мышления в действии.

Любой мыслительный процесс направлен на решение задачи и свидетельствует о том, что некая ситуация представлена неадекватно, в неполном объеме, в несущественных связях. Такая ситуация возникает, когда есть необходимость разобраться в методе освоения и изучения огромного количества технических действий, который являет собой стиль ВЧК. Здесь мы приходим к необходимости использования такой мыслительной операции как сравнение. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации и систематизации. Используя вышеуказанные операции, в технике выделяется основной блок – базовая техника (БТ), которая охватывает широкий диапазон техник рук и ног, передвижений, захватов и бросков. На данном этапе происходит выставление основных линий, разработка суставов, проработка на пластику и прочность мышц, сухожилий, ставится правильная траектория удара, осваиваются приемы нападения и защиты. БТ направлена на изучение отдельных элементов (слов), из которых формируются приемы (предложения), которые составляют связку (понятия) и имеют вид законченной композиции. Именно в связках и происходит «общение» в боевом искусстве. Связка, а не прием, является сосредоточением принципов кунфу. Ее можно соотнести с понятием в мыслительном процессе. Именно в понятиях и происходит процесс мышления.

Научившись правильно выполнять отдельные движения, приходит понимание корня движения – «конфигурации контура». Или не приходит. Тогда на этом обрывается процесс развития.

Здесь для более глубокого понимания ситуации необходимы такие операции мыслительного процесса как анализ и синтез. Анализ - это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

На этом этапе происходит деление (анализ) техники по пространственной локализации (дальняя, средняя, ближняя дистанции) и объединение (синтез) ее вводя понятия колебательных контуров. Колебательный контур (КК)– это человеческий скелет, обтянутый мышечно-сухожильной системой. Шаолинская традиция выделяет пять форм работы колебательного контура: три основных – длинный, короткий, s -образный; два промежуточных – наложение короткого на длинный и короткого на s -образный. Именно мощь и степень проработки КК определяет уровень бойца.

Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в ситуации реальной схватки. Практика является критерием истинности суждений. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Анализ без синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей.

Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.

Таким образом, проанализировав БТ и объединив ее в новое образование – флексибол – который делает возможным расширить ее диапазон применения, тем самым, адаптируя технику к различным условиям и ситуациям, мы переходим на более высокий уровень осмысления техники.

На этом уровне мыслительный процесс протекает в более сложных образованиях – абстракция и обобщения. Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.

Абстрагируясь таким образом от отдельных элементов техники (удары, перемещения), существенным является выделение тактического действия, которое направлено на реализацию поставленной задачи.

Тактическое действие в свою очередь обобщается в системе пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, метал и вода) согласно принципу стимуляции и угнетения этих элементов.

Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в плане действия. Абстракция в действии, предшествующая мысленному отвлечению, естественно возникает в практике, поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них, прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека.

Формой абстракции поединка в системе ВЧК являются «липкие руки». Это делает возможным развиваться в системе без возрастных ограничений.

Обобщение, или генерализация, неизбежно зарождается в плане действия, поскольку индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. В различных ситуациях одно и то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом, однако, одну и ту же схему. Такая - генерализованная - схема является собственно понятием в действии или двигательным, моторным "понятием", а его применение к одной и неприменение к другой ситуации - как бы суждением в действии, или двигательным, моторным "суждением", что, по сути, и являет собой техника стиля Вин Чунь Квэн.

Овладение понятиями (связками) совершается в процессе употребления их и оперирования ими. Когда понятие не применяется к конкретному случаю, оно утрачивает для индивида свое понятийное содержание.

Абстракция и обобщение, в своих первоначальных формах укорененные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях (связках, композициях).

Возможно, взгляд с подобного ракурса на проблему осмысления техники в боевых искусствах поможет мыслящему читателю более глубже понять смысл и назначения кунфу как системы, дошедшей до нас из глубины веков; раскрыть суть, вложенную в нее мастерами древности и пресечь понимание техники, сводимое лишь к рукопашному бою, не выходя за рамки приемов или примитивной гимнастике (физкультуре).

 

   

Лавриненко О. А.

 
       
       

Связаться с КК "Дхарма" можно по
эл. почте: china-box@yandex.ru
или другими способами



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz